Отрицание
«Если краска в цвет, то краска в цвет, я крашу 10 (15, 20) лет и мне лучше знать» - с подобного рода аргументами часто приходится сталкиваться колористам в процессе работы с клиентами. Однако реальность оказывается не совсем такой, а точнее совсем не такой. Да, возможно 20 лет назад так и было, но за это время многое изменилось и подход к малярно-кузовному ремонту тому не исключение. Давайте попробуем разобраться, что все-таки произошло и почему «раньше было лучше», а так же что скрывается за фразой – «красьте в переход» – стремление скрыть недобросовестную работу колориста или желание сберечь всем нервы, время и деньги.
На самом деле причина довольно проста и заключается в сильной конкуренции в автомобильной промышленности, которая постоянно подталкивает производителей к стремлению удивить и привлечь потенциального покупателя. И помимо изменения форм, материалов, электронных компонентов и агрегатов, по легкому мановению электронного пера дизайнера, после фразы – «я - художник, я так вижу», автомобиль получает «вот такого точно ни у кого нет» цвет, которому присваивается определенный буквенно-числовой код. Сказано – сделано. Автомобиль сходит с конвеера и обретает счастливого владельца.
А что дальше? А дальше - это больше не забота автоконцерна, разберутся сами и все эти «металлики», «ксираллики», «перлики», «двухслойки», «трехслойки», «тонированные лаки», глянцевые, матовые, сатиновые «видения художника-дизайнера» становятся головной болью большого количества людей.
Гнев
В чем же заключается проблема повторить за «пером мастера»? Дело в том, что на самом деле сложностей множество. Предположим, что дело происходит в параллельной Вселенной, где законы физики упразднены и действительно там вся краска «в цвет». Но какая это краска, чья и из чего она состоит никому не говорят. Так уж вышло, что разрабатывая цвет для автомобиля, автоконцерн сотрудничает с определенными производителями автоэмалей и пигментный состав этой краски известен только тем, кому положено владеть соответствующей информацией и в интернете его никто, естественно, публиковать не собирается. Те же лакокрасочные заводы, которые остались не при делах, но стремящиеся поддерживать свое реноме, могут заказать контрольные «вырубки» с образцами той краски, в которой они заинтересованы. Вырубкой может служить часть распиленного на заводе кузова или выкрашенные панели. Получив вырубки с образцами, сотрудники лаборатории колориметрии лакокрасочного завода в «ограниченных» условиях пытаются создать формулу этой краски из тех пигментов, которые имеют в своем арсенале. Ограничение, как правило, заключается в недостаточном количестве пигментов и порой отсутствии необходимых – новых, уникальных. Опираясь лишь на свой практический опыт, они стремятся достичь максимально возможного совпадения их наработок с контрольной вырубкой.
Но даже в этой параллельной Вселенной, с упраздненными физическими законами, ошибка может быть заложена в самом начале пути.
Во-первых, это сама вырубка. Опытные маляры (а опытные – значит уже не раз обжегшиеся) знают, что иногда встречаются автомобили, где передняя часть отличается по цвету от задней, левая сторона может отличаться от правой, верхняя часть детали от нижней. И это речь идет не про пластик (бамперы, зеркала, дверные ручки) которые могут краситься вообще в другой стране, вдалеке от кузова. Речь идет именно о кузове свежего, не имеющего ремонтных работ, авто. Данная проблема возникает по причине банальной экономии. Стремясь снизить себестоимость готовой продукции, находятся способы, которыми автопроизводители стараются сэкономить, и качество лакокрасочного слоя не является исключением.
При миллионных тиражах, сходящих с конвеера, потратив на покраску одного кузова не 7 кг краски а 5 кг, можно "недолить" на приличную сумму. А в итоге получается пятнистое, непрокрашенное покрытие, где на одном переднем крыле каждые 10 см - что-то свое индивидуальное. Плюс не стоит забывать про наладку окрасочной линии, способы нанесения, смену цветов в системе подачи краски, при которой первые автомобили новой партии могут иметь примеси краски предыдущей партии. Какой именно образец ляжет колористу в лаборатории на стол с тем он и будет работать.
Во-вторых – это производители лакокрасочной продукции. Да, сознательно устраивать саботаж и диверсию там никто не будет, и действительно, из тех пигментов, которые у них есть в наличии, а вернее из тех, которые завод реализует в рамках своей системы цветоподбора, постараются выжать все соки. Но разницу между приемлемо, хорошо, очень хорошо и прекрасно линейкой не измерить. При разработке и утверждении формулы существуют определенные допуски на степень цветового совпадения автоэмали с контрольным образцом и само наличие этих допусков подразумевает, что стопроцентного совпадения достигать никто не собирается в виду известных причин, описанных далее.
Так же колористам известно, что автомобильная краска определенного кода может иметь десятки альтернативных формул и, соответственно, различий. Причину этого разнообразия удалось выяснить в беседе с сотрудником одного европейского лакокрасочного завода имеющего непосредственное отношение к сбыту выпускаемой продукции и оказывающего последующую техническую поддержку. Приведем краткий пересказ его монолога на эту тему:
«Когда автопроизводитель утверждает готовый цвет краски, он присылает контрольный эталон и цветовые координаты будущему поставщику лакокрасочной продукции. Этот поставщик делает пробный замес и отправляет свои образцы заказчику. После утверждения и согласования начинаются поставки на конвеерную ленту автозавода. В зависимости от географического расположения у одного автоконцерна может быть несколько поставщиков ЛКП, отдельно на каждый завод. Один завод, находящийся, допустим, в Азии, будет красить сольвентными системами, другой, придерживаясь требований европейских экологических норм – красками на водной основе. И все это будут цвета в рамках одного кода. Размеры поставок от партии к партии изменяются. Меняется и состав краски в зависимости от партии, объема и поставщика. Это как с супом: его можно приготовить на две персоны, а можно на сто человек. Он будет все таким же вкусным, ингредиенты будут те же и пересчитаны для соблюдения необходимых пропорций, но, тем не менее, это два разных супа. Так же нормой является такая ситуация, когда для откраса запланированной партии заводу необходимо 1000 кг краски, а из предыдущей партии осталось, например, 500 кг. Тогда происходит перемешивание новой и старой партий краски, что создает совершенно новый продукт. Еще один момент, о котором стоит упомянуть, это путь автомобиля от конвеера до покупателя. На этом пути он может получить повреждения ЛКП как на самом заводе, так и в процессе транспортировки или предпродажной подготовки. В первом случае устранением небольших дефектов занимаются в ремонтных мастерских непосредственно при заводах. При большом количестве повреждений кузов отправляется на повторную окраску и осуществлять ее могут у некоторых производителей до трех раз. В остальных случаях придание автомобилю товарного вида происходит в мастерских дилерских центров. Так что не удивляйтесь, если на новом автомобиле количество микрон слоя ЛКП будет выше ожидаемого.
Не смотря на постоянный контроль качества, по разным причинам, то здесь, то там закладываются факторы, влияющие на цветовое разнообразие, в результате имеем то - что имеем. А именно по 30–40 различных оттенков одного кода краски. Мы постоянно получаем запросы от пользователей нашей продукции на разработку отсутствующей в базе формулы и активно расширяем рецептурный список. В настоящее время некоторые рецептурные базы данных содержат более 180 000 готовых формул, но этого все равно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка».
Формула, определяющая процентное соотношение каждого пигмента для необходимой краски на определенный объем, загружается в программу – базу данных готовых рецептов красок. У каждого производителя лакокрасочных материалов имеется свое собственное программное обеспечение со своей собственной базой данных, подходящая только для его системы цветоподбора. После предварительной регистрации, доступ к этой базе данных открывается для всех пользователей, приобретающих данную систему. Стоит отметить, что даже на этом этапе, в процессе регистрации, пользователю необходимо принять и согласится со всяческими правами собственности, интересами правообладателя, защитой и сохранностью информации, неразглашением и передачей данных третьим лицам и прочее тому подобное. Так что когда колорист отказывает на запрос о предоставлении рецепта автокраски даже из списка готовых формул, он действует в соответствии с принятым ранее пользовательским соглашением. А уж случаи с индивидуально разработанной формулой под конкретный образец можно вообще сравнить с попыткой завладеть продуктом интеллектуальной собственности.
Возвращаемся к формуле, разработанной профессионалами на заводе. Казалось бы, что здесь может быть сложного, подходящая формула кода краски есть, пигменты есть – наливай да крась.
Торг
Вроде бы все так и в мнимой параллельной Вселенной можно было бы так сделать, вот только мы живем в существующих реалиях, а они таковы, что в нашем мире законы физики очень даже уместны и с ними, вынужденно или добровольно, приходится считаться. Подробно про влияние внешних факторов на получаемый при покраске результат можно прочитать в любом справочнике или учебному пособию по колористике, тема эта неиссякаемая, требует иллюстрации множества графиков, таблиц и рисунков с пояснениями. При должном интересе любой желающий может найти информацию в открытом доступе. В рамках данной статьи попробуем хотя бы поверхностно осветить основные причины, почему все-таки «в переход».
А основные причины можно обобщить в две – индивидуальное цветовосприятие человека и условия нанесения краски.
Индивидуальное цветовосприятие – штука очень субъективная. Не секрет, что человеческий глаз, а затем и мозг, по разному воспринимает полученную информацию. Глаз профильного специалиста, маляра или колориста, более натренирован в этом плане и зачастую люди этих профессий видят куда более насыщенный красками мир, нежели среднестатистический человек. Колористу в течение рабочего дня необходимо производить десятки визуальных анализов минимальных отличий в краске. А за год это тысячи и десятки тысяч анализов, и люди, с нечувствительным восприятием цветов, задержаться в этой профессии надолго не способны. Но даже они не совершенны - глаза устают, от большого объема работ глаза «замыливаются», в зависимости от настроения, погоды, времени суток способность различать цвета снижается и повышается вероятность допустить ошибку.
Следующим пунктом в этой группе причин является предоставленный для подбора краски образец. Колорист работает с тем, что ему принесли. Он делает измерение с определенного образца, колерует краску под определенный образец и зачастую бывает, что образец этот не подвергался заказчиком визуальному анализу на совпадение цвета с цветом ремонтируемой зоны. И выданная колористом тест-карта контрольного нанесения полученной краски практически не имеет, или имеет в пределах допуска различия, от контрольгого образца, но при сравнении с ремонтируемым участком разница просто потрясает. В идеальных условиях все это должно выглядеть следующим образом: в кузовной мастерской с предварительно подготовленной, очищенной и отполированной, стыкуемой с окрашиваемой, детали делается измерение. Если окрашиваются разные детали с противоположных сторон, значит измерения для каждой стороны отдельно. И краска колеруется непосредственно к участку детали, прилегающему к окрашиваемой. В противном случае, нужно тщательно смотреть, что именно заказчик везет в качестве образца. Потому что если разница обнаружится уже после подбора, при сравнении тестового выкраса и стыкуемой детали, переделать получившуюся краску может и не получиться, придется делать новое измерение, новый замес и новую колеровку, а заказчику платить за новую краску.
И последнее в этой группе. Степень готовности краски колорист определяет в процессе сравнения тестовых выкрасов. Размер тест-карты составляет 10х15 см. Визуально, при анализе, может показаться, что все очень даже хорошо, но при переносе краски на площадь 1 м2 неуловимая ранее разница может дать о себе знать.
Вторая группа причин – условия нанесения - более емкая и аккумулирует в себе все то, что влияет на перенос материала из банки (а в некоторых случаях и из аэрозольного баллончика) на поверхность детали. Даже если колорист отдаст результат самого идеального в истории колористики подбора, вероятность того, что маляр повторит результат с тест-выкраса никогда не достигнет 100%. И вот почему. Все дело в капле и количестве растворителя в этой капле. Точнее в большом множестве мелких капель, которые в процессе атомизации вылетают из краскопульта и попадают на поверхность формируя слой краски. От размера капли и скорости испарения растворителя зависит практически все. В зависимости от размера капли в процессе сушки происходит естественная ориентация эффектного пигментного зерна. От того какое положение оно займет в пространстве, будет зависеть под каким углом и с какой интенсивностью будут отражаться световые волны от поверхности детали и как изменится конечный цвет в любую сторону спектра.
Ниже представлен неполный список причин связанных с условиями нанесения, влияющих на итоговый результат покраски:
- сезонность выбранного для разбавления краски разбавителя и его марка;
- технические особенности окрасочного оборудования;
- рабочее давление при распылении краски;
- техника нанесения;
- наличие или отсутствие воздухообмена в помещении;
- температура поверхности;
- температура краски;
- температура воздуха в помещении;
- количество наносимых слоев;
- толщина наносимых слоев;
- угол расположения детали при покраске относительно штатного положения на кузове;
- наличие статического электричества на поверхности;
- впитываемость основания, на которое наносится краска;
- неправильно выбранный цвет основания, подложки, грунта;
- выбор неподходящего лака;
- неподходящая толщина нанесенного лака.
Депрессия
Допустим, что все работают в идеально равных условиях (что само по себе уже похоже на красивую сказку) и все требования соблюдены с одинаковой точностью у всех участников процесса – техника нанесения краски – останется все-таки причиной субъективного характера. Устал, не выспался, спешишь, задумался, отвлекли, чихнул, оступился, позвонили – все. Здесь можно было выделить жирным, подчеркнуть, да и вообще ограничить публикацию одним предложением. В учебных центрах при заводах маляров и колористов учат стандартной технике нанесения базовой эмали. Рекомендация это звучит так – краску следует наносить тонкой влажной пленкой в 1.5 – 3 слоя в зависимости от системы и укрывистости краски. Тонкая влажная пленка - это как теплый сладкий чай, для каждого индивида он теплый и сладкий по-своему. Кто-то стремиться налить лужу – стараясь наверняка перекрыть грунт, при этом потопив эффектные частицы. Хотя именно в этом случае грунт должен был немного просвечивать, . Кто-то понапыляет «сухарей» и поставит зерно в непонятную, но всем известную позу. В сухом остатке результат у двух маляров при работе с одной краской, скорее всего, получится разный.
Как решить проблему, которой на самом деле нет? А никакой проблемы действительно не будет, если в процессе малярно-кузовного ремонта следовать рекомендациям технологов, которые эти самые технологии малярно-кузовного ремонта разрабатывают. Заключаются они в покраске методом плавного перехода на сопряженные детали, для того чтобы максимально нивелировать разницу в цвете. И такой способ является единственной гарантией отличного результата. Все прочие отклонения от данного метода, являются попыткой достичь недостижимого. Для людей, которые ценят свое время, а значит и деньги, выбор уже давно стал очевиден. Можно 8 раз красить одну дверь и каждый раз материть всех на чем свет стоит, потратить уйму времени и дорогостоящего материала. А можно с первого раза со стопроцентным результатом открасить дверь с переходом на два соседних элемента и перейти к следующему проекту. Да, не каждый автовладелец поймет почему один превратился в три, но людям просто нужно объяснять, что иной вариант может закончиться сомнительным результатом. Оценив все риски, возможно, клиент предпочтет немного переплатить, но уехать на красивом авто, чем потом выяснять у кого руки растут не из положенного места: у маляра, у колориста или у обоих сразу.
Принятие
Если подбор не дает стопроцентное попадание в цвет, зачем тогда вообще заказывать колеровку, можно просто взять по номеру и покрасить? Резонный вопрос. Ответ: можно. Только есть одно НО. Заключается оно в том, что программа расчета рецептур часто преподносит неприятные сюрпризы в виде вообще сколь близкой к образцу формуле. В большинстве случаев это применительно к более свежим авто, так как в базу эта формула еще не была загружена, но встречаются и авто постарше, покрашенные неизвестно кем, неизвестно чем и неизвестно как. Если налить краску по наиболее подходящему из имеющихся рецептов – результат покраски может впечатлить и обескуражить даже видавших виды. И даже использование метода перехода особо ситуацию не исправит. При таком варианте колеровка остается единственным способом. Разница в цене между колерованной и налитой по коду краской в сравнении со средней стоимость покраски детали не так велика, но по рецептуре может быть достаточно существенная, как и полученный результат. Ну да впрочем все зависит от желания, потребностей и искомого конечного результата. А мы и дальше будем продолжать выжимать, для вас, весь доступный нам максимум из колеровки, но при этом давать рекомендацию – «красьте в переход».
С уважением, коллектив магазина «Твой Колорист».
Комментарии 1
Ваши бы слова, да малярам в уши. Огромная благодарность за пост от колориста, у которого часто просят краску "встык".